Провокации мастера
Неделя Франции в Сарове подходила к кульминационному моменту. После открытия выставки французского маэстро в Художественной галерее 18 мая, на следующий день – обещанная пресс-конференция, где можно было напрямую поговорить с мировой величиной, современным классиком живописи Жакомо де Пассом.
– Маэстро Жакомо, вы уже три дня в Сарове. Ваши впечатления? Может быть, теперь появятся российские темы в ваших творениях?
– Я приехал в Саров одним человеком, уеду другим. Здесь встретил такое количество людей с огромными сердцами. Потрясен! Чувствую себя духовно обогащенным. И, конечно, когда приеду домой, мои работы будут другими. Российская душевность найдет свое место. Это провидение Господа, что сюда попал.
– Маэстро Жакомо, за вашей спиной – работы российского художника Александра Колотилова на парижскую тему. Похоже это на ваш Париж?
– Я никогда не разделяю того, кто создал произведения и сами произведения. Александра первый раз увидел на вокзале. Был очарован этим богатырем. И после этого увидел его работы. У Александра профессиональное классическое образование. Это те корни, на которых базируется творчество художника. Но он не является заложником классической школы, так как выплескивает на полотна свою индивидуальность. Он вложил в работы и свою любовь к Парижу. Хороший художник – сам себе терапевт. Он выплескивает чувства на бумагу и тем как бы лечит себя. Великая гениальность. Горжусь, что познакомился с таким человеком.
– А вы, Александр Афанасьевич, как относитесь к творчеству Жакомо?
– Я рад, что благодаря его визиту в Саров оказался у вас. Тут в школах работают мои ученики. Такая радость встретиться!
Настоящий художник – это тот, у кого сердце ребенка. А Жакомо – большой ребенок. И как его любят женщины (завидую!). Он – прекрасный человек, (и шутливо) ну почти как… я.
– Маэстро Жакомо, а как зрители разных стран воспринимают ваше творчество?
– Устроительство выставок везде примерно одинаково, а вот люди… В России очень тепло принимают. Это родство душ. Я тронут до слез. А в Сарове люди еще лучше. Может быть, это специфика города? Даже дети более развитые, глубокие. Они в школах искусств такие важные вопросы задают. И ценят культурное наследие, в отличие от детей других стран.
– А вы считаете себя счастливым человеком?
– Конечно. Я ведь в ваших сердцах.
– Посоветуйте, как научиться быть счастливым?
– Нужно слушать свое сердце, как Пикассо, например. Он всегда, когда творил, чувствовал себя 9-летним ребенком.
– Но в вашем творчестве чувствуется и печаль, и некая философичность… Вот, например, работы «Мысли о свободе», «Встречи и расставания».
– Да, вы правильно заметили. В работах Александра больше, чем у меня, радости, счастья. Иногда вижу мир другим.
– Есть ли у вас ученики?
– Я боюсь разрушить кого-то. Посоветовать что-то могу, но не более. Сокровище – это индивидуальность. Поэтому боюсь навязать что-то свое детям. Когда я учился в художественной школе, то рисовал очень быстро. И однажды в 15 лет нарисовал на холсте абсолютно то же самое, что и учитель. Получилась копия. Профессор сказал: «Не приходи больше в школу. Если ты останешься, то я тебя разрушу». Тогда я этого не понял, я любил его. Позже мама объяснила мне, почему он так поступил.
– Верите ли в Бога?
– Я верю в Господа Бога. Но никогда его не видел, поэтому воспринимаю как энергию. Однако мой разум часто не согласен с сердцем. Бог в каждом из нас.
Б.Аполлонова,
фото Ю.Серовой и М.Мухиной
Замечательное интервью, нет слов.
Вот только с Господом Богом – это лишнее…
***
Художники в Господа верят напрасно -
Они же СВОЙ мир создают как хотят.
Творенья их – божьих гораздо прекрасней,
И мажут святых по холсту как котят…